Кабинет               Психолога

gallery/psi1

Психотерапия - это увлекательное путешествие к своему внутреннему Я.

 

Время сбрасывать маски!

Аутизм не болезнь

В настоящее время только ленивый не писал статью об аутизме, а так как я человек довольно трудолюбивый, то решила восполнить упущенное и написать для широкого читателя краткую историю аутизма с попутным развенчанием некоторых мифов.

В СМИ сейчас очень много внимания уделяется детям с аутизмом. Такое всестороннее освещение проблемы однако не мешает существованию многочисленных заблуждений и даже служит появлению новых.

Так, например, сам факт массового потока информации по данной теме после почти векового молчания приводит к странным выводам. Если Вы спросите старшее поколение - нынешних бабушек и дедушек, то половина из  них скажет, что "болезнь" эта новая, либо от плохой экологии, либо от гаджетов, либо от родительской лени. 

Признаки аутизма

Начнем с того, что назвать аутизм - расстройство аутичного спектра (РАС) - заболеванием нельзя. Аутизм означает, что человек развивается в своем ритме и имеет проблемы с коммуникацией, то есть нелегко идет на контакт с другими людьми, в том числе с близкими родственниками. Аутизм характеризуют необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения, например, раскачивания, отсутствие зрительного контакта, нетерпимость к прикосновениям. Любое изменение привычного окружения пугает людей с РАС. Дети-аутисты буквально настаивают на соблюдении определенных ритуалов, сохранении привычных маршрутов, алгоритмов действий даже для бытовых занятий. Часто такие ребятишки не отзываются на собственное имя или могут использовать руку матери в качестве неодушевленного предмета, своего рода инструмента. Аутистов отличает высокая способность к концентрации внимания только на одном предмете, увлеченность узкоспециализированными интересами. 

Этот диагноз могут иметь дети одаренные и с сильными задержками в развитии, агрессивные и апатичные, дети с развитой речью и отчаяные молчуны. Степень тяжести протекания РАС определяется картиной его симптоматики. Дети с легкими симптомами нуждаются в небольшой поддержке, а дети с тяжелыми — в постоянном индивидуальном уходе. При этом сам по себе аутизм не мешает получать знания, не влияет на интеллект, с этим расстройством можно добиться успеха, признания, построить карьеру, влюбиться и построить семью, главное правильно построить процесс адаптации и обучения. 

Что же касается недавнего его появления, то тут согласиться еще труднее. При той огромной детской смертности, практикой гувернанток и использования детского труда в чужих семьях, которые существовали еще в начале ХХ века, вести статистику распространенности подобного заболевания никому бы не пришло в голову. Поэтому к изучению проблемы ученые приступили, когда для этого сформировались определенные экономические и социальные предпосылки, а именно в 40-е годы ХХ века.

 

Историческая справка

Первая работа по данной проблематике была выпущена в 1943 году и называлась «Аутистические расстройства эмоционального контакта». Написал ее выходец с Западной Украины, а тогда Австро-Венгрии, американский врач и ученый Лео Каннер.

Основатель американской детской психиатрии и отец учения об аутизме получил образование в Берлине. Он бы и работал кардиологом до начала антиеврейских репрессий, если бы ранее его не соблазнил золотыми горами американских возможностей американский врач-стажер. 

В Штатах Лео Каннер увлекся педиатрией и детской психиатрией и опубликовал несколько работ на эту тему. Работы были настолько интересными, что в 1930 году он получил предложение основать первое в США детское психиатрическое отделение в госпитале Университета Джона Хопкинса в Балтиморе. Именно там он смог провести многолетние наблюдения 11-ти маленьких пациентов, благодаря которым и появилась первая в мире работа по аутизму.

В ней он описал основные признаки аутизма. Этим детям было присуще одиночество, стремление к однообразию, эхолалия (когда ребенок вместо нормальной речи повторяет окружающих как эхо), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, стереотипные движения, очень хорошая механическая память и некоторые другие признаки. 

В этой статье доктор Каннер высказал свое понимание заболеваниями : «Мы должны предположить, что эти дети приходят в мир с врожденной неспособностью к установлению обычного, биологически обеспечиваемого аффективного контакта с людьми, подобно тому, как другие дети приходят в мир с физическими или умственными недостатками». Aффективный контакт — это эмоционально окрашенное проявление чувств, например, сочувствие, жалость или желание разделить радость.

Коллега Лео Каннера, австрийский педиатр и психиатр, Ганс Аспергер годом позже, в 1944 году, опубликовал статью «Аутичная психопатия в детстве», в которой описал четырех детей, у которых были трудности с социальным общением, формальная педантичная речь, всепоглощающий интерес к одной-единственной теме, отсутствие нормального выражения лица и языка тела — и все это на фоне нормального интеллекта. Аспергер назвал это расстройство аутистической психопатией. Эта и последующие работы Аспергера были написаны на немецком языке. Широкой общественности они стали известны лишь в 1981 году благодаря английскому психиатру Лорне Винг.

С ее легкой руки аутистическое расстройство стали называть синдромом Аспергера. Этот термин вошел в научную литературу и историю медицины, так же как синдром Каннера. 

Россия, несмотря на общую неосведомленность наших граждан о подобном расстройстве, в исследовании проблемы от своих европейских и американских коллег не отставала. В СССР изучением детского аутизма занимался выдающийся психиатр Самуил Семенович Мнухин, основоположник российской детской психиатрии и ученик Бехтерева. Который еще в 1947 году занимался с подобными пациентами. 

Статистика и Этиология

Мы с вами выяснили основные симптомы, узнали ключевые имена, поняли, что нет никаких различий между синдромами с разными наименованиями. Давайте разберемся с патогенезом.

Что является причиной появления сложностей с установлением аффективного контакта с людьми?

Вне зависимости от степени тяжести протекания, точная причина появления расстройства аутичного спектра (РАС) до сих пор не выявлена.

В 1950–1960-х годах была популярна теория недостатка родительской любви, "матери-холодильника", как причины аутизма. В 70-е годы ученые стали приходить к выводу, что аутизм — это биологическое расстройство развития мозга.

В последние 20 лет растет понимание воздействия генетических и структурных механизмов, накапливаются знания о влиянии окружающей среды, идет сбор статистики.

Вот некоторые из таких данных:
- В США аутизм сейчас диагностируется у 1 из 68 детей: 1 из 42 у мальчиков, 1 из 189 у девочек. 
- В мире таких людей десятки миллионов, в США примерно два миллиона. 
- Аутизм встречается во всех слоях общества, во всех странах, во всех расах. 
- Почти половина детей с РАС имеют средний или выше среднего интеллект. 

В 2003–2009 годах Национальный институт здоровья США провел исследование, названное CHARGE (Childhood Autism Risks from Genetics and the Environment — «Экологические и генетические факторы риска в развитии детского аутизма»). Были сделаны следующие выводы: 
- Существует связь между риском аутизма и проживанием беременной женщины вблизи скоростной трассы.
- Существует связь между аутизмом и транспортным загрязнением воздуха.
- Наличие определенных генов у матери, которая не принимала пренатальные витамины, повышает риск аутизма в 7 раз.
- Применение фолиевой кислоты во время беременности, возможно, связано с понижением риска аутизма.
- Заболевания с повышенной температурой у женщины во время беременности увеличивают риск аутизма.

В 2001 году вышла работа, которая показала, что у 90% мальчиков с аутизмом к 2–4 годам голова больше среднего, а у 37% она просто очень большая. Количество мозгового вещества у 2–3-летних пациентов было увеличено, а вот у более старших детей и подростков этого уже не наблюдалось. Более того, наблюдалось даже некоторое уменьшение. Был сделан следующий вывод: нарушенная регуляция роста мозга при аутизме приводит у ускоренному росту мозга вначале и к замедленному росту впоследствии. 

С тех пор в этой области были сделаны сотни исследований. Сейчас очень активно изучается вопрос связей разных участков головного мозга и их значение в развитии аутизма и разнообразных задержек развития. 

Приведенные выше данные статистики и исследований не позволяют прийти к каким-то определенным выводам, не дают понять какой фактор является ключевым, чтобы исключить его воздействие. Поэтому ученые продолжают свою работу.

В настоящее время известно около 100 генов, которые вызывают симптомы аутизма или предрасположенность к нему. В 2014 году была опубликована блестящая работа шведских ученых, предложивших некую общую модель, раскрывающую генетику аутизма. Работа называется Population-Based Autism Genetics and Environment Study (PAGES) Consortium, report on their findings in a unique Swedish sample in the journal Nature Genetics, July 20, 2014. 

Вывод был неожиданным: примерно половина генов, вызывающих фенотип аутизма, широко распространена среди людей. Новые мутации вызывают лишь очень незначительное количество случаев.  Таким образом, в большинстве случаев наследуется не аутизм, а предрасположенность к нему. А при неблагоприятном сочетании разных факторов проявляется болезнь. 

Кроме специальных генов,  то есть определенных участков ДНК, причиной возникновения аутизма могут быть изменения в хромосомах. Уже доказано, что эпигенетические механизмы лежат в основе хорошо изученных синдромов, где аутизм является частью клинической картины, например, синдром Ангельмана или синдром ломкой X-хромосомы. 

Места контактов между нервными клетками (синапсы), там находятся разнообразные белки и рецепторы, вероятно тоже играют роль в механизме аутизма. 

Вместо заключения

При такой разнообразной клинической картине расстройств аутичного спектра, стольких факторах, влияющих на развитие синдрома, нам возможно еще долго придется ждать волшебной таблетки, способной решить проблему.

Однако это не повод для отчаяния. Разработаны техники, методики адаптации ребенка-аутиста к жизни в социуме. Появляются новые препараты, дающие положительную динамику. Постановка диагноза РАС - это не приговор.

Если Вы ищете больше информации, то рекомендую заглянуть на ресурс http://www.aspergers.ru/, откуда я взяла много полезной информации. Также будет полезно прочитать опыт реального человека, матери двух детей с диагнозом РАС. Произведение называется «Переводы с языка дельфинов» Юлии Мироновой.

Спасибо, что прочитали.

 

gallery/symptoms