Кабинет               Психолога

gallery/psi1

Кризис – это время, когда сильный становится сильнее

 

Не жизнь, а сплошные кризисы Часть 1

На самом деле человеческая жизнь — это сменяющие друг друга периоды адаптации к новым условиям и новым возможностям. Нашу жизнь постоянно сопровождают кризисы. Моя статья призвана познакомить Вас со всеми значительными этапами развития, которые приходится проживать каждому из нас. Надеюсь, это знание поможет Вам лучше понимать себя и других.

gallery/кризисы детей

Новорожденный и кризис рождения

Как наверняка уже знают мамочки, первый кризис, с которым приходится сталкиваться их малышу, они переживают совместно. Длится он достаточно долго, порядка четырех недель, а начинается с потрясающе стрессового события — чуда рождения. На самом деле, более кардинальных изменений человеку не придется пережить уже никогда, разве что мы станем отращивать жабры после глобальной экологической катастрофы. Ведь кризис новорожденного непосредственно связан с физиологическим изменением условий жизни. Новорожденному надо приспособиться в новой среде, воздушной вместо водной, к новым температурным условиям и иному способу кормления, ведь его кровеносная система и легкие впервые начинают работать в автономном режиме только после родов. О том насколько этот путь труден можно судить по потере веса, которую замечают у новорожденных.

 

Что же должен разрешить ребенок, проходя через этот кризис?

Он должен выработать доверие к миру, спасающее его от чувства беспомощности. Задача не из легких, и как говорят многие психологические школы, часто сложно выполнимых. Например, считается, что болдинг (образование эмоциональной связи между ребенком и матерью (отцом) происходит в первый час после рождения, для чего в кровеносной системе ребенка много бета-эндорфинов, естественных болеутоляющих и стимуляторов. И именно болдинг закладывает основы последующих отношений с миром других людей. Если интересно, почитайте об этом у Карен Хорни.

Вы наверняка знаете, что кризис — это стимулятор развития. Поэтому к его концу у ребенка можно обнаружить следующие приобретения:

– комплекс оживления или эмоционально-двигательная реакция по отношению к взрослому. Под этим понимается сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, учащенное дыхание, вокализация, двигательное оживление. Его формирование начинается с 3-й недели, а на втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается уже в полном составе.

– возникновение привязанности.

Младенческий возраст и кризис 1 года

На втором месяце жизни и до года ребенок проживает следующий кризисный период — младенческий, который заканчивается кризисом одногодки.

В этом возрасте все свои потребности, которые сводятся к физиологическим потребностям в еде и комфорте; и психологическим, в отклике взрослого, в физическом контакте, в изучении окружающего мира, ребенок удовлетворяет в процессе эмоционального общения со взрослым.

Вначале ребенок обнаруживает себя, а потом развивает координацию между глазами и руками, появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий (с 4 мес.).

Задача этого периода — образовать скоординированные движения. Из психических прорывов можно отметить разделение субъекта от объектов. К концу периода ребенок больше не живет в симбиотическом союзе с мамой. У него появляется собственная психическая жизнь, так как сформирована вторая сигнальная система.

Кризис одногодки

Причиной кризиса в данном случае является появление большого числа новых потребностей в сочетании с увеличением возможностей ребенка. Ребенок учится соблюдать границы и стремится к самостоятельности, то есть автономии. Развивается воля.

Новообразования к концу кризиса:

– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;

– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;

– произвольность движений и жестов, управляемость;

– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

Младший детский возраст (1-3 года) и кризис трехлетки

В эти годы ребенок учится коммуницировать, т. е. общаться с другими, и манипулировать объектами. Обе задачи решаются в игровой форме. Фигура взрослого в данном случае служит образцом, носителем опыта. Игра является подражанием конкретному действию, требующему совместных усилий (предметно-орудийная тренировка), во время которых контакт вербализируется (отработка речевой коммуникации).

В ходе физиологического развития продолжается умственное. До 2-х лет наблюдается сенсомоторная стадия, далее – дооперациональная, которая не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Ребенок объясняет себе мир «магическим» способом. Он учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей. С 1,5 лет появляется способность представлять себе отсутствующие события в символической форме.

Что происходит со сферой межличностных отношений? Теперь ребенку не нужно все время быть в физическом контакте с родными, надо просто быть похожими на них.

Это период, когда ребенок накапливает знания о себе через восприятие себя глазами заботящихся о нем взрослых. Он не умеет критически мыслить, соответственно принимает на веру все, что они сообщат ему о нем и на основании этого будет выстраивать свое «Я». Очень важно уметь давать безоценочную обратную связь, сообщая о его достижениях, ошибках и возможностях их исправления.

Результат к концу периода: становление самосознания ребенка, развитие речи, приобретение навыков по обслуживанию своих физиологических потребностей (самостоятельное кормление и хождение в туалет).

Кризис трехлетки

Если предыдущие кризисы проходят для родителей незаметно, то этот обойти вниманием не удастся. Родители замечают негативизм, упрямство, даже строптивость, обесценивание того, что раньше нравилось. Нередко в этом возрасте взрослые в шутку называют ребенка «мой генерал», отмечая стремление к деспотизму, своеволие и, в случае неподчинения, бурный протест. Ребенок всячески охраняет от внешних воздействий свою зарождающуюся личность и собственную волю.

Как всегда, когда сталкиваются «хочу» и «надо», возникает противоречие, которое разрешается через появление «могу». При благополучном разрешении кризиса появляется инициативность, умение ставить цели и их добиваться.

Старший дошкольный период и кризис первоклашки

В возрасте 3-7 лет ребенок проживает так называемый старший дошкольный период. Игра, как способ освоения и оттачивания навыков, становится доминирующей формой деятельности. Появляется сюжетно-ролевая игра, игры по правилам. По-прежнему доминирует интуитивное, наглядное мышление, эгоцентризм (не способность представить отличную от своей точку зрения), но появляются зачатки логического мышления и устанавливаются причинно-следственные связи. В своих действиях ребенок ориентируется на одобрение или порицание со стороны, закладываются основы морали.

Ребенку важно быть значимым для другого, но постепенно в понятие привязанности входит такое чувство, как безусловная любовь.

На этом этапе взрослому следует серьезно отнестись к потребностям ребенка и его суждениям. Очень часто родители настаивают на том, чтобы малыш поделился игрушкой с братом или сестрой. Обычно говорится о том, что плохо быть жадиной. Так делать ни в коем случае нельзя. Для того, чтобы человек научился делиться, ему надо насытиться своей собственностью, своим правом распоряжаться. Поэтому уважайте собственность ребенка. Так же у ребенка должно быть личное пространство и возможность проявлять свои чувства. Важно сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах.

Результатом к концу периода становится собственная позиция в системе социальных отношений.

Кризис 7 лет или кризис первоклашки

Ребенок попадает в новую для него среду, которая требует от него самоконтроля на фоне новых, часто негативных эмоций. Первым делом ребенок начинает осознавать свои чувства, а затем учится их регулировать. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Может отмечаться кривляние, манерность поведения, замкнутость и неуправляемость.

Умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия и умению расставлять приоритеты. Рефлексия формирует самооценку и Я — концепцию.

Младший школьный период: 7-12 лет

Основная деятельность ребенка в данный период - учебная. Но дети осваивают не только сами действия, и их смыслы и цели, но и осваивают новые учебные отношения, отношения с посторонними взрослыми в рамках системы. По прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, осознаются такие понятия как справедливость и несправедливость, толерантность и нетерпимость, лидерство и подчинение, преданность и предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают собственные языки, тайные клубы и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Кроме того для 10-11-летнего человека важно получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку.

Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.

Подростковый возраст (10-15) и кризис

Рамки этого периода довольно условны, так как определяются гормональными изменениями в организме, влекущими за собой эмоциональные и физиологические изменения.

Ранее считалось, что подростковый кризис происходит примерно в 14 лет, но так как сейчас начало самого подросткового возраста сместилось ближе к 10 годам, то и его пик значительно подвинулся.

В центре структуры личностных характеристик подростка лежит самооценка внешности и желание соответствовать представлениям окружающих. Одновременно с чувством огромной важности социально-полезных действий и контактов, подросток начинает переоценивать те ценности, которые были впитаны в семье и младших классах. Это накладывает изменения на поведение. Хотя в семье, в отношениях с родителями, ребенок проявляет конфликтность, значимый взрослый из ближнего окружения способен оказывать на подростка большое воздействие. Эмоциональная неустойчивость и замкнутость начала периода сменяются импульсивностью к середине, а к концу в подростке формируется чувство независимости и самостоятельность. Несмотря на нередко наблюдаемое снижение успеваемости, интеллектуальное развитие ребенка в этот период шагает семимильными шагами. Растет вербальный и невербальный интеллект, развито индуктивное мышление, способность к аналогии и классификации. Подростки любят строить гипотезы и проявлять абстрактное мышление. Объем памяти и продуктивность внимания повышается.

При переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение. Формируется комплекс взрослости.

Юношеский период (15-18) и кризис первокурсника

Этот период характеризуется двойственностью самоощущений: с одной стороны подросток стремится к более самостоятельной «взрослой» позиции, с другой, возможностей для этого еще недостаточно.

Развитию общительности способствует желание заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным. Страх потерять себя в связи с собственной уязвимостью ведет к закрытости, поглощенности собой и избеганию межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. При позитивном разрешении рождается способность к выстраиванию глубоких интимных взаимоотношений, к любви.

К концу периода юноша обладает собственной системой ценностей, стилем мышления, способен регулировать свое поведение и в значительной степени осознал собственную уникальность. Происходит профессиональное и личностное самоопределение. Заканчивается период бурного роста организма, нарастает мышечная сила, завершается половое созревание.

Кризис первокурсника или кризис определения своего пути

Название это несколько произвольно. На самом деле юношеский период завершается выходом во взрослую жизнь, что становится для юноши кризисным событием. У кого-то это происходит раньше, после 9-го класса, когда подросток идет в профессиональное училище, а у кого-то позже. То есть временные рамки определяются не только психологическими особенностями индивидуума, но и физическими условиями его жизни.

Новые условия не только задают новую систему координат, но и требуют от вчерашнего школьника другого поведения. Это и собранность, и ответственность, и умение сосредоточится, отсрочивать удовлетворение потребности, прогнозировать. Часто требуются новые навыки самообслуживания. Дело в том, что наша система школьного образования построена на постоянном внешнем контроле: учителя, директор, родители интересуются, как сделал домашнее задание, как понял материал, что прочитал и выполнил. Поэтому вначале человек испытывает страх перед новыми условиями, возможностью ошибки, несоответствия ожиданиям родных перед поступлением в учебное заведение. Все это влечет за собой повышенную тревожность, часто проявляются психосоматические заболевания. Поэтому после поступления, в новых условиях, часто вдали от дома, юноша в первую очередь ощущает свободу от контроля. И далеко не так просто включить внутренний самоконтроль и требовать от самого себя выполнять обязанности. Поэтому самый большой процент отсеянных студентов приходится на первый семестр. Это те студенты, которые не смогли подготовиться к первой сессии без привычной указки родителей и учителей. Те, кто не смог самостоятельно проконтролировать свое поведение, представить собственные цели и осуществить шаги в их направлении.

Если этот период пройден успешно, то человек постепенно входит во взрослый мир и учится сам за себя отвечать и сам себя содержать. Он становится «взрослым».

Однако взрослость не страховка от кризисов. Какие они и чем характеризуются, читайте в продолжении этой статьи под названием «Не жизнь, а сплошные кризисы Часть 2».