Кабинет               Психолога

gallery/psi1

Любые перемены несут с собой новые возможности. Поэтому реакцией организации на изменения должно быть не выжидание, а повышение активности.

 Джек Уэлч

борьба за право на рабство

Будь Вы мужчиной или женщиной, живя в современном мире, Вы наверняка сталкивались с таким явлением как феминизм.

gallery/0_6cd76_c288fd21_l

Явление это неоднозначное, особенно для нашего общества. И как будто бы даже непопулярное.

Что конечно же для «западников», а они до сих пор существуют, позорный признак нашей культурной недоразвитости или даже, столь же разочаровывающей, склонности к азиатскому патриархату.

В связи со сказанным выше, хочется упомянуть несколько исторических фактов, дабы несколько успокоить общественность, что мы не только не отстаем, но и впереди планеты всей.

Европейский и англиканский мир яростно вступил в борьбу за права женщин в конце XIX века. Точнее выступили сами женщины, причем с мирными демонстрациями, с тем, чтобы им предоставили наконец избирательное право. Движение получило название «суфражизм» (от англ. suffrage — голос, избирательное право).

На самом деле в Европе снято несколько прекрасных сериалов по мотивам этого движения. Да уж, мирные марши вызывали сильное недовольство власть имущих, и очень часто оборачивались побоями. Чего стоит только история Эмили Дэвисон, задавленной лошадью Георга V. Есть что поснимать.

Итак, женское движение началось в конце XIX века. И первыми его поддержали в Новой Зеландии. Я их обожаю. В 1893 году 21-летние женщины этих чудесных островов получили избирательное право. В 1902 году такие же права получили женщины Австралии. Несмотря на то, что в тот момент обе страны были часть Британской Империи, сама метрополия торопиться с какими-то там правами каких-то женщин не торопилась. Только в 1918 году, после окончания Первой Мировой (а возможно только благодаря ей, ведь дамы трудились в тылу), парламент принял закон, открывавший доступ к выборам. Но Боже, сколько надо было соблюсти условий. Избирательное право давалось женщинам старше 30 лет, являющимся главой семейства или состоящим в браке с главой семейства, либо окончившим университет. В общем, на самом деле женщины Великобритании были уравнены в правах с мужчинами лишь в 1928 году, когда был принят Закон о народном представительстве. Кстати, Соединенные Штаты подарили право голоса белым женщинам в 1920 году.

Два этих эпохальных события произошли в оплоте демократии (Великобритания и США всегда претендовали на это звание в равной степени) намного позже, чем в других европейских странах. Так например, первыми в старушке Европе получили право голоса 18-летние образованные женщины Великого княжества Финляндского в составе Российской Империи. Это произошло в 1906 году. На остальной территории России женщины получили право голоса 15 апреля 1917 года по постановлению Временного правительства «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания. 20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, вступившее в силу с 11 сентября 1917 года, в котором было прямо указано о «всеобщем избирательном праве „без различия пола“».

Просто для справки, право голоса для женщин пришло в Испанию лишь в 1931 году, во Францию - в 1944, в Италию - в 1945, в Швейцарию - в 1971.

Но избирательное право - одно, а равенство — совсем другое. Еще первые суфражистки несколько по-разному понимали, за что они борются. Одни боролись за право участвовать в политике, исходя из представления о более гуманной и мягкой женской природе. Они вовсе не хотели выхода из мира семьи и детей, просто считали, что смогут удержать мужчин от игр в войнушку. Другие настаивали на равенстве полов по всем направлениям, то есть отстаивали современные феминистские взгляды на этот вопрос. Хотя… Тут есть что обсудить.

Как Вы знаете, всегда выигрывает более радикальные группировки. Поэтому, выжил все же радикальный феминизм, а не умеренный суфражизм.

Итак, европейские женщины относительно поздно получили право голоса, и в общем-то не так уж давно начали работать наравне с мужчинами.

Подтверждением этому служит то, как в трудовом законодательстве европейских стран и Америке прописан отпуск по уходу за ребенком. Если Вы будете внимательны, то увидите, что о 1,5 годах они могут только мечтать. При этом садики и начальные классы школы распускают детей очень рано, а оставлять одного дома, даже 12 летнего ребенка, законодательно запрещено. Вас просто могут лишить родительских прав. Так как при таких условиях делать карьеру? Вспомните картинку из американских фильмов 50-х и 60-х годов. Кто ждет мужа дома после работы при полном параде с улыбкой и испеченным пирогом? В общем, предполагалось, что зарплата женщины будет маленькой, так как работать она, если и будет, то недолго.

Но я хотела бы подчеркнуть, что отсутствие работы в те годы не делало женщину ущербной или иждивенкой. Собственно, до того, как жизнь заставила женщин массово выйти на работу во внешний мир (Первая Мировая тому виной), ее семейная роль, роль хранительницы очага и матери считалась достойной уважения работой. А как еще она должна была рассматриваться, если в семьях было по семь детей. Наличие нянек и кухарок, горничных и садовников ситуации не меняла. Управление домом рассматривалось как серьезный, отнимающий много времени проект, менеджмент высокого уровня. Но отсутствие работы, а точнее свободы распоряжаться своими средствами, и трудность развода, делали ее зависимой от отца или мужа. Поэтому женское семейное счастье в общем-то было делом случая, удачный брак или брак с психопатом, картежником, пьяницей и бабником. Собственно, именно частота неудачных браков (ах эти несовершенные мужчины) стала причиной популярности феминизма, именно в рядах недовольных жен и дочерей феминистки вербовали солдат в свои легионы.

В это самое время российские женщины уже давно работали на тех же специальностях, что и мужчины, и зарабатывали ровно те же суммы денег. Но кроме этого, они, как и их европейские представительницы, конечно же рожали детей. И государство обеспечивало родительниц яслями и садами на полный день, а также давало право длительного отпуска по уходу за ребенком с сохранением объема зарплаты. Скажите, вот он — феминистический рай. И да, и нет.

Дело в том, что равенство на политическом и социальном уровне не было равенством на уровне межличностных отношений. А откровенно говоря, о каком равенстве может говорить женщина, если дома она по определению «дура». Ну а если не дура, то уборщица, кухарка, нянька, прачка и т.д. То есть закон-то равенство закрепил, а мужчины под ним не подписались. Как Вы помните нашу историю, разводы у нас были легкими, а вот браки…

Мужчин в нашем обществе категорически не хватало. Вначале их не было физически. Потом стало не хватать здоровых (даже не в том смысле, что с ногами и руками, а что не алкоголик, не психически неполноценный). В общем переизбыток предложения избаловал среднего русского мужчину. Вспомните, были ли хобби у Ваших бабушек? Огород и вы не считаются! А у дедушки? Рыбалка, охота, гараж. О чем это говорит? О внутренней женской несвободе в российском обществе. Коммунизм не смог освободить женщину, потому что ее спутник жизни не согласился считать ее равной. Нет, женщина могла быть начальником производства, но дома она становилась у плиты и натирала хрустальные люстры.

Итак, русская женщина получила право голосовать, строить карьеру и работать на износ, содержать себя и даже растить ребенка одной, по желанию. Но не получила свободного времени внутри семьи. То есть добровольно записалась в рабство.

Мне лично кажется, что именно поэтому сейчас в России не моден феминизм, а идет наоборот, своеобразный откат к патриархальным устоям. Сейчас выросло поколение женщин, которые видели тяжелую жизнь своих бабушек и матерей и хотят лучшей доли. Так как надежды на равенство в семье за счет экономической независимости не оправдались, современной женщине остается мало места для маневра.

Детей по старинке вынашивает женщина, поэтому единственное, на что она может надеяться, мечтая о профессиональном росте, что ее спутник жизни будет готов разделить с ней домашние обязанности. То есть будет заботливым и активным папой, а также помощником по хозяйству

В ином случае, делая карьеру, она повторит опыт предыдущих поколений, то есть будет работать на двух фронтах. Вы сейчас вспомните, что можно использовать внешних помощников. К сожалению, мы не в Бразилии, нанять прислугу может только очень хорошо зарабатывающая женщина. А для того, чтобы ею стать, надо потрудиться. Да о чем мы говорим, если русская женщина нанимает для помощи няньку, то часто чувствует себя виноватой за то, что бросила ребенка. В поддержании чувства вины активную роль играют другие участники семьи и даже соседи по дому. То есть, если женщина видит, что первого позитивного варианта развития событий не предвидится, а на второй в любых вариациях она не согласна, то ей остается только примерить роль матери семейства и домохозяйки, у которой быть может мало прав, но и обязанностей не так много.

Хорошо это или плохо? Трудно сказать.

 

Когда я вижу некоторые инициативы феминисток, я думаю, не проплачивает ли их лобби мужское лобби. 

Потому что движению к полной асексуальности (все это запугивание мужчин через признание комплимента оскорблением) сопутствует, не то чтобы пропаганда, но оправдание свободных сексуальных отношений. Типа «Ты, женщина, тоже так можешь». 

То есть дам приучают к ранее типично мужскому варианту отношений — сексу без обязательств. Не, все хорошо… Но только последствия таких отношений всегда ложатся на плечи слабого пола. Даже если это не беременность и аборт, это травма. Дело в том, что потом эти свободные женщины (хотя и с мужчинами бывает любовь) сидят зареванными в кабинетах психотерапевтов, и в моем в том числе, потому что, особенно юные создания, обычно романтизируют секс, то есть связывают его с чувством привязанности. Фактически, в психологическом смысле один из партнеров дает все равно больше, чем получает, даже если и сам этого не предполагал. Поэтому призывать к сексу ради секса — это заранее лишать себя ярких красок жизни, ведь что такое секс без чувств?

Аналогично можно рассматривать призыв к равной нагрузке пакетами из магазинов. Может призовем мужчин рожать, а потом станем освобождать им руки? Все таки женщинам нельзя таскать тяжести по медицинским причинам. Беременность влияет на все органы женщины, и заранее их перегружать не стоит.

Понятное дело, что я говорю исходя из своих убеждений, которые сформировались под влиянием истории моей семьи. Моя бабушка развелась и растила папу одна, отказалась от алиментов. Она очень много работала и хорошо зарабатывала, поэтому ни отказывала себе и сыну ни в чем. Но повторно выйти замуж отказалась, именно видя в быту женское домашнее рабство.

 

gallery/1449249089129814420

Мой отец всегда был моей маме помощником и другом. В детстве он очень много проводил времени с нами, и продолжал готовить семейные обеды, даже когда мама перестала работать после сокращения во времена Перестройки. Вот это я считаю равенством — взаимное уважение и заботу, вне зависимости от материального вклада.

Лично для меня идеал феминизма не в том, чтобы работать на высоких постах или платить за себя на свиданиях и получать дверью в нос при входе в ресторан. А в том, чтобы уважать любой труд и выбор каждого. Видеть одинаково ценным и значимым материнство, ведение хозяйства и игру на бирже. Пока не ввели зарплату для домохозяек и матерей, сделать мы это можем, только воспитывая мальчиков и девочек с адекватным пониманием места каждого в этом мире, без привилегий из-за отсутствия второй Х-хромосомы или работы на высокооплачиваемой должности. А добровольно отказываться от свидетельств внимания и заботы, в виде комплиментов, цветов и подарков, я не согласна. 😜 Ведь каждый проявляет любовь по-своему.