Кабинет               Психолога

gallery/psi1

Со временем беду сменяет радость, Как в ободе колесном спица спицу. 

 

Бхаса

детское горе

Мы, взрослые люди, часто думаем, что горе - это только тяжелая болезнь или смерть близкого и дорогого человека. На самом деле горе - это любое травматическое событие, ведущее к утрате чего-то жизненно важного.

Горем для ребенка может стать расставание с любимой игрушкой, потеря доверия к другу, развод родителей, смерть любимого животного, расставание с соской и переезд в другой город. И сложно вычленить, что конкретно ранит сильнее.

В силу особенностей психики ребенок способен «забывать» о травматичном событии и быть радостным и игривым в один момент, а потом «вспоминать» об утрате, и винить себя за прежнюю веселость. При этом такое поведение возможно и в случае смерти одного из родителей.

Такая временная «отмена» смерти, отсрочка горевания, вовсе не говорит о том, что ребенок не понимает того, что произошло, или не чувствует потери. Наоборот, он чувствует все невероятно ярко, и поэтому его организм включает защитные механизмы, позволяющие ему расти и развиваться даже в неблагоприятных условиях потери одного из родителей.

Как ребенок справляется со своим горем? На самом деле он походит через те же стадии проживания горя, что и взрослые. Их выделила Элизабет Кюблер-Росс.

Согласно ее теории, существует 5 стадий проживания горя:

Отрицание → Агрессия → Торги → Депрессия → Принятие

Первая стадия проживания горя наступает сразу после того, как человек узнал об утрате. Отрицание может выражаться в переспрашивании. Ребенок может снова и снова, словно не расслышал, или не понял уточнять слова и формулировки, в которых он получил горькое известие. Спрашивать, когда придет мама; как пропал его любимый заяц. На самом деле в данный момент он не плохо слышит, а не хочет верить, что что-то уже произошло. А иногда, переживание потенциально настолько сильно, что ребенок физически не может  его "подпустить" и просто забывает о горе до тех пор, пока не будет готов его пережить.

На данном этапе могут возникнуть фантазии, объясняющие утрату любимого предмета или человека, но делающие его отсутствие как-бы временным. Ребенок ведет себя так, как будто ничего не произошло, он ждет возвращения объекта любви. Может наблюдаться заторможенность реакции, апатия.

Второй этап проживания горя - Агрессия. Ребенок не просто не верит - он активно сомневается в том, что ему сообщили, направляет агрессию на источник информации. В конструктивном ключе агрессия взрослого человека может быть направлена на причину, вызвавшую горе. Но ребенку редко это удается. Его агрессия может быть направлена только на себя или на близких людей. Аутоагрессия ведет к самообвинениям. Ребенок уверен, что отсутствие объекта любви - его личное наказание. Он был недостаточно хорош, или он не смог оградить любимого человека от опасности. Часто само положение ребенка делает его виновным своих глазах. Он винит себя за то, что не был достаточно послушен, серьезен, был слаб.

Третий этап проживания горя - Торги. Ребенок направляет энергию второго этапа на то, чтобы "откупиться от горя". В этот момент он может обращаться к Богу, к любым высшим силам, с целью заключить сделку - я буду/не буду делать то-то и пусть всё вернётся к прежнему состоянию. Обычно ребенок старается лучше себя вести, заботиться о ближних.

Четвёртый этап проживания горя - Депрессия. Эмоциональные реакции обедняются, нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, слёзы не приносят облегчения. 

Эта стадия обычно незамечается взрослыми, особенно если ребенок еще мал. Признаки депрессии приписываются детским капризам. Важно обратить внимание на изменения в привычках. То есть, если раньше ребенок любил что-то, а теперь отказывается это есть, был общительным, а стал замкнутым, - стоит обратить на это внимание.

И наконец, пятый этап проживания горя - это Принятие. Именно в этот момент ребенок может впервые получить облегчение от слез. Ребенок мыслями возвращается ко всему хорошему, что ушло из его жизни, но ситуация, вызвавшая горе теперь воспринимается, как часть жизни - она имеет своё начало, развитие и завершение. Внешне кажется, что к ребенку возвращаются силы, он вновь начинает проявлять эмоции всего спектра, начинает задумываться о будущем.

Конечно же, не всё так просто. На каждом этапе проживания горя человека подстерегает опасность задержаться на нём на значительное время. Иногда непрожитые ситуации горя влияют на всю дальнейшую жизнь. Но, чаще всего сил организма и психики хватает на продуктивное развитие ситуации.

Наверняка, Вы вспомнили о тех людях, для которых ситуация горя стала благоприятным поворотным моментом в судьбе и привела к значительным достижениям.

Управление горем - сложная задача. Сюда входит и управление восприятием, и преобразование агрессии, и организация и планирование своей деятельности, и навыки поддержки положительного эмоционального состояния. Это все требуется ребенку также как и нам.
Разбив управление горем на эти составные части, мы видим, что эта задача вполне нам по силам. И мы можем помочь в проживании горя нуждающемуся в нас другому.

Рассказать о своей истории проживания горя или записаться на консультацию можно, оставив заявку, в форме на странице контактов данного сайта.